ЗАКОН ГУТОВ
GUTALAG
(Шведская буква p в данном тексте показана как t - Thietmar)
1. ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ЗАКОН ГУТОВ И В НЕМ ГОВОРИТСЯ ТАК
Первое в нашем законе то, что мы должны сказать "нет" язычеству и сказать "да" христианству (naicca haitnu oc jatta crisnu), и все верить во всемогущего Бога, и молить его о помощи, чтобы он дал нам урожай и мир, победу и здоровье и чтобы мы могли сохранить наше христианство и нашу правильную веру (tro vari retri), и нашу населенную страну, и чтобы мы каждый день во всех наших делах и наших желаниях делал и то, что послужит славе Бога и наибольшей пользе жизни и душе 1.
2. О ДЕТЯХ (AF BARNUM)
Следующее то, что следует вскармливать каждого ребенка, который рождается в нашей стране, и не выбрасывать его 2.
§ 1. Каждая женщина должна знать свою кровать, где она будет рожать. Пусть у нее будет свидетельство двух женщин, повитухи (gritcuna) и соседки, [о том], что ребенок рожден мертвым и что она руками этому не помогала.
§ 2. Если обнаружится, что свободная женщина (frels cuna) "виновна в том, что умертвила ребенка, то она платит штраф в 3 марки 3, как только [дело] выйдет перед прихожанами (kirchiu menn), кроме того случая, когда она сперва исповедуется в деле и священник принесет полное свидетельство в этом; тогда пусть она искупит свою вину, но никто не должен [требовать] штраф 4. Если она отрицает и дело выходит перед тингсманами (cumbr mal upp firi tingsmenn) и если она будет оправдана, то пусть она получит 3 марки от того, кто ее обвинил, и клятву шести человек (siex manna ait), восстанавливающую ее честь. Если ее уличат, то она платит 3 марки приходу, если приход может взыскать (sykia) их. Если дело выходит [121] перед тингсманами, то она платит 3 марки тингу и другие 3 пробсту (proasti), если обнаружится, что она виновна. Но если дело выходит перед всеми людьми (firi alia lyti) и обнаружится, что женщина виновна, то штраф возрастает до 12 марок всей стране (vipr landa alia). Если у нее нет средств, чтобы заплатить, то она должна покинуть страну, и на каждого человека, который дает ей приют или пищу, налагается штраф в 3 марки. Если она не хочет идти к присяге (til aiz at ganga), то она виновна в этом деле. Если те, которые ее обвиняли, пойдут на попятный и не захотят вносить штраф, то люди должны признать ее невиновной (saclausa dyma) и очистить от обвинения. Но они [обвинители] пусть восстановят ее честь клятвой (symin hana mit aitum) и [должны] взять слова обратно. Если она признает, что была матерью, и говорит, что ребенок был мертворожденный, то они не должны вносить добро (fe), если люди не захотят поверить ей в этом, и у нее нет никаких женщин-свидетельниц, которые были бы с ней, когда она рожала.
(3. Если в этом преступлении обвиняется рабыня человека (ambatn manz), то никто не платит штраф ей больше 6 эре пеннингов. Если она будет признана виновной, то господин (drotin) платит за нее 6 эре и прибавляет ей 6 лет после истечения срока [ее рабства] 5.
3. О ДЕСЯТИНЕ (AF TIUNT)
Следующее то, что каждый должен иметь богослужение (titir hafa) и сдавать десятину там, где он сделал церковь, к которой его усадьба (bol) с самого начала была отнесена (tilscurat). Священник должен исполнять для него все обряды христианства, нуждается он в этом рано или поздно.
§ 1. Итак, все люди пришли к соглашению, что каждый человек должен сдать свою десятину до дня Марии в пост (25 марта), для священника его долю и для церкви ее. Каждый должен дать десятую часть в копнах. Никто не может отговариваться, что десятина не обмолочена, когда наступает день Марии. После дня Марии священник должен объявлять [о сдаче десятины] три воскресенья, но на четвертое - закрыть двери церкви и прекратить богослужение для прихожан, пока вся десятина не будет сдана. И тот, кто прежде не хотел сдавать свою десятину, вносит 3 марки. Это должны взыскивать все вместе, и все должны в этом [штрафе] иметь [долю]. Прихожане должны иметь треть, и церковь треть, и священник треть. [122]
§ 2. Если ландбу (laigulenningr) 6 уезжает из прихода в другой, не уплатив десятину, то он виновен [и платит] 3 марки священнику и церкви, и прихожанам. И пусть он, тем не менее, отвезет свою десятину обратно, даже если это и будет позднее.
§ 3. Если кто хочет построить себе церковь для большего удобства, чем имел прежде, то он должен ее строить на девять десятых, но из десятой части как церковь должна иметь свою долю, так и священник свою, пока новая [церковь] не будет освящена. Но потом он должен давать десятину там, где он построил церковь. Он не может перейти в старую после того, как построил новую. И он не может уйти из старой позднее, чем в день, когда епископ освятил [новую церковь]. Если возникнет спор между ними на первый или на второй год, то он должен сам подтвердить клятвой с двумя прихожанами, которых для этого назовут те [прихожане старой церкви], что он участвовал в строительстве церкви и в освящении, и в других частях, как другие прихожане. Но если прошло 3 года или больше, то он должен иметь свидетельство как прихожан (kirchiumanna vitni), что он участвовал в строительстве, так и свидетельство своего священника, что он с тех пор сдавал ему десятину так же, как другие прихожане.
§ 4. Если человек арендует (laigir) пашню (асr) или луг (engi) в другом приходе и там нет дома, то он должен сдавать зерновую десятину в приходе, к которому относится пашня, но сено и хмель он отвозит домой и дает десятину из этого священнику, у которого он посещает богослужение и у которого он отправляет все христианские обряды. Если там есть дом, то он все оставляет там. Из этого десятину пусть имеет священник, который сидит там около церкви. Также и церковь должна иметь свою долю, как священник свою.
4. О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ (AF BLOTAN)
Следующее то, что жертвоприношения всем строго запрещены и все древние [обычаи], которые сопровождают язычество. Никто не может взывать к рощам (hult) или курганам (haugar), или языческим богам (hatin gut), священным местам (vi) или святилищам (stafgartar). Если обнаружится, что кто-нибудь виновен в этом и обвинение против него будет подтверждено свидетельствами, что он совершает подобное обращение своей пищей или напитками, которое не соответствует христианскому обычаю, то он виновен [и платит] 3 [123] марки прихожанам, если они могут взыскать их. Это должны взыскивать все вместе, и все должны иметь [долю в этом], священник и церковь, и прихожане. Если возникнет против него подозрение, то он защищается клятвой шести человек. Если прихожане не могут взыскать штраф и [дело] выходит перед тингсманами, то он также защищается клятвой шести человек или пусть заплатит штраф в 3 марки тингу. Если [дело] выходит перед всей страной (firi landa alia), то он платит штраф в 12 марок стране, если он не может защититься клятвой 12 человек.
5. О СВЯЩЕННИКАХ, ЖЕНАХ СВЯЩЕННИКОВ И ИХ ДЕТЯХ (AF PRESTUM ОС PRESTCUNUM ОС T AIRA BARNUM) 7
Следующее то, что священник и жена священника, и дети священника, которые ученые, равны детям бондов в том, что касается побоев и убийства, и в других делах 8. Но неученые следуют роду (cyni) матери 9. Дальше все потомки мужского и женского пола всегда следуют гутскому роду, кроме случая, когда кто-нибудь женится на худшей и таким образом унизит свое происхождение (byrd); тогда его право такое, как право бондов и детей бондов.
Если сыну священника, который не ученый [не священник], случится совершить преступление или убить человека, то он должен сам отвечать за это, пока живет, будет он внутри страны или за ее пределами. Если случится человеку, ученому или неученому, совершить преступление, то пусть никто не платит за другого больше, чем хватает его [преступника] собственности 10. Если он [неученый] умирает и ученый человек наследует ответственность (at sia vitr sacum), то он предлагает штраф (bot) сразу же, так как священник не может отвечать за это дело. И тот [истец] может без позора принять этот штраф сразу, так как неправильно (еу ier hinom ret) убивать священника или замышлять злое против него. Если он не хочет принять штраф, то тот должен нести это [штраф] на тинг перед всеми людьми. Пусть он принимает штраф там, если хочет; иначе пусть все люди распоряжаются штрафом, но [священник] будет без вины. Но если он мстит, когда предлагается штраф, то пусть он уплатит за человека полный вергельд (vereldi) 11 и всей стране 40 марок.
Если два брата наследуют ответственность, один ученый, а другой неученый, и ученый хочет заплатить штраф, а [124] неученый не хочет, то ученый должен положить свою долю в руки поручителя, которого для этого назовет вся страна, и иметь мир (heigh) с этих пор; а другой, который не хочет предлагать штраф, пусть несет ответственность. Если вергельд будет предложен, то каждый платит свою долю 12.
Если ученый, который не может мстить, наследует право взыскания (at sia sacum), то он должен взять штраф сразу, когда он предлагается. Если он не хочет принять штраф, а хочет отомстить, то тот |ответчик] должен нести [штраф] на тинг перед всеми людьми. Там он [священник] все-таки принимает штраф, если хочет; иначе пусть они распоряжаются добром, и с человека снимается ответственность. Если он не хочет предлагать штраф ученому, то тот должен прийти на тинг перед всеми людьми и начать свое дело, говоря: "Я ученый человек, посвященный службе Богу. Мне нельзя биться или сражаться. Я бы хотел принять штраф, если он будет предложен, но я бы не хотел терпеть позор". Тогда страна должна посмотреть, как обстоит дело, и принудить человека заплатить ему [священнику! штраф так же, как если бы он был принужден заплатить штраф другому. Так как священник не может ни взыскивать штраф, ни нести ответственность без ущерба для христианства.
6. О СВЯТЫХ ДНЯХ (AFHELGUM DAGHUM)
Следующее то, что люди должны соблюдать святыми те дни, которые епископ объявил святыми и все люди приняли. Никто не должен делать другую работу в воскресенье или в другой святой день, кроме как слушать службу, и человек должен иметь разрешение ехать к своему жилью (bo), когда месса спета и служба закончилась.
§ 1. Никто не должен в воскресенье иметь в повозке, запряженной двумя волами, более фунта веса. И в повозке, запряженной лошадью, больше половины фунта. Если он имеет больше, то он может сохранить свой воз за 6 эре, и пусть он заплатит 6 эре за нарушение святости (helgis brut), кроме как если произошел крайний случай и священник был спрошен; тогда пусть он посмотрит, что принуждает, и разрешит ему проехать в своем приходе, чтобы человека не обвинили в этом. Если он хочет ехать дальше, то он должен всегда спрашивать разрешение у священника, который решает в церковном приходе (kirchiu socn), если он не хочет быть обвиненным. [125]
§ 2. К торговому месту (til caupungs) разрешается ехать с готовой пищей, сырами и маслом, и всей молочной едой, рыбой и птицей, и скотом, который следует продавать на площади (a torghi), с выпеченным хлебом, но не с мукой или зерном, или другими товарами, без того, чтобы лишиться груза и 6 эре. Половину штрафа имеет тот, кто его схватил, и половину священник и прихожане того прихода, где он был, когда его схватили с товарами.
§ 3. Если человек скачет и везет на лошади поклажу, то порицать его или обвинять не позволяется, если он сам сидит на спине лошади. Если его лошадь (rus) запряжена в повозку или он ведет ее с поклажей, то поклажа может быть законно изъята, если она весит более половины фунта, и, кроме того, 6 эре за нарушение святости.
§ 4. Если свободный мужчина или женщина будут обнаружены за работой в воскресенье или в другой святой день, то вся работа может быть изъята, которую они имели в руках, и, кроме того, должно быть уплачено 6 эре штрафа за нарушение святости. Из этого половину имеет тот, кто схватил, и половину — священник и церковь, и прихожане.
§ 5. Если раб (trel) или рабыня человека будут обнаружены за работой, то господин должен заплатить за них штраф в 3 эре, и пусть они работают 3 года после того, как закончится срок [рабства].
7. О ЗЕМЛЕ МОНАХОВ (AF MUNCA AIGUM)
Следующее то, что если кто окажется виновным в том, что он рубит лес монахов или рушит изгороди, или причиняет какой-либо ущерб им или их собственности, то его постигнет отлучение (bann) и штраф, в 2 раза больший, чем как [принято] среди бондов, и пусть он заплатит штраф до первого тинга, который наступает после этого. Если он ждет тинга, то он должен заплатить 3 марки штрафа стране, и все же он должен заплатить им [монахам] по закону [at lagum], хоть это и будет позже.
§ I. Если какой-нибудь человек, бездетный (barnalaus), уйдет в монастырь, то пусть он сам распоряжается (valdi) своей землей (aign). Он не может продать или поменять ее, пока живет. Если он умрет, то треть остается в монастыре, но две части отходят обратно родственникам (nitiar). Если у него есть дети, то пусть он распоряжается своей долей (hafud lut) 13. [126]
§ 2. Если мирянин (verelz matr) захочет дать землю церкви, то пусть он дает десятую часть своей земли и не больше, если только родственники не разрешат |дать больше] 14.
8. О НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (AF MANNHELGH)
Следующее то, что человек неприкосновенен в те дни, которые действительно святые, с того момента, как солнце зайдет в канун, и до того, как станет светло на третий день. Мир (frit) устанавливается в течение 14 дней Рождества, семи недель поста и всей пасхальной недели, трех дней весеннего шествия 15, всей недели Троицы. Если ты убьешь человека во время мира, то плати 3 марки 16. Если ранишь кого-либо -плати 12 эре. Если же ударишь палкой или обухом топора, плати 6 эре. Если ты дернешь человека или толкнешь его, или схватишь за волосы, или ударишь его кулаком, то плати 3 марки, если это сделано в гневе. За раба платится не больше, чем 3 эре, если он пролил кровь. За это следует платить штраф там, где это было сделано, а не там, где живет тот [преступник].
§ 1. Священник должен прекратить службу и закрыть двери церкви для всех тех, кто нарушил божественную святость (guz helg), так как отлучение всегда следует за нарушение святости. Его следует освободить от отлучения, как только он заплатит штраф так, как говорит закон (sum lag segia), и если прихожане сочтут это благоразумным. Взимать штрафы должны все вместе, и все должны иметь в этом долю. Прихожане должны иметь одну третью часть штрафов, другую — церковь и третью — священник всегда, когда не платится штраф стране. Но штрафы за нарушение святости никогда не платятся стране, кроме случая, если кто-нибудь будет убит в церкви; тогда должно быть заплачено 40 марок 17. Это штрафы стране. Из них пробст должен иметь 3 марки за отлучение.
§ 2. Все церкви одинаково святы, если кто-либо будет убит в них. Но три церковных двора считаются в законе самыми священными (helgastir) 18. Там преступники должны иметь мир как на церковном дворе, так и в усадьбе священника. Там должно платиться 40 марок, если преступник будет убит на месте мира. Но все другие штрафы, которые меньше и которые не являются штрафами стране, из них прихожанам принадлежит одна треть и церкви одна доля, и священнику одна. Если ты ударишь человека палкой или обухом топора в церкви или ранишь ты его на церковном дворе, за это платится [127] 6 марок. Если ты ударишь человека кулаком в церкви или толкнешь его, или схватишь за волосы, или ударишь его на церковном дворе палкой или обухом топора, за это платится 3 марки. Если ты ударишь человека кулаком на церковном дворе или толкнешь его, или схватишь его за волосы - за это платится 12 эре за нарушение святости. Тот, кто нарушил святость, должен всегда заботиться об освящении, очистить то, что он осквернил, тремя марками 19.
9. О МИРЕ ВСЕХ ЛЮДЕЙ (AF ALDRA MANNA FRITI).
Теперь два других мира, которые означают, что следует соблюдать неприкосновенность человека. Там нет отлучения и не платится штраф епископу, кроме случая, когда это совершается в святой день 20. Это мир всех людей. Он наступает на 14-й день после Пасхи и на пятый день после дня середины лета (дня Ввана упалы) и продолжается каждый раз 10 ночей и 10 дней. Он начинается и заканчивается с восходом солнца. Если ты убьешь человека во время этого мира, то платишь всей стране такой вергельд, сколько стоил тот, которого ты убил 21. Никакой круг мира (banda) тебя не защищает, пока ты не заплатишь. Если ты ранишь человека или ударишь его во время мира, то плати 3 марки. Во время мира никто не может разрушить чужой дом или изгородь, иначе он виновен [и платит] за это 3 марки 22.
10. О ВЕСЕННЕМ MИPE (AF WARFRITI)
Теперь о весеннем мире. Он наступает за полмесяца до всеобщего сева (firi aldra manna - 25 мая) и продолжается полмесяца после него. Во время этого мира никому не позволено изымать у другого ни лошадь, ни вола, так как бонду они нужны каждый день на пашне; иначе он виновен [и платит] 3 марки. Если кто-то должен деньги и долг взыскан законно, то пусть изымает он другую его имущество (bo), скот или другое имущество (custr), но не рабочий скот, который ему тогда нужен.
11. О МИРЕ ТИНГА (AF TINGSFRITI)
Следующее — мир тинга. Тингсманы должны взыскивать штрафы за нарушение мира тинга. Если ты схватишь человека за волосы или ударишь его кулаком на тинге, то плати 3 марки за нарушение мира тинга и, кроме того, законные [128] штрафы. Если ударишь человека палкой или обухом топора или ранишь его, плати 3 марки. Если ты убьешь человека или покалечишь его, плати 6 марок, кроме случая, если человек будет убит из мести.
§ 1. Пусть преступник не полагается на мир тинга, если только это не мир всех людей.
12. О МИРЕ ДОМА (AF HAIMFRITI)
Теперь о мире дома для каждого человека. Если ты убьешь человека дома в его усадьбе (i garti) или покалечишь его, то плати 12 марок всей стране и другие 12 ему [истцу] и, кроме того, вергельд. Если ты ударишь человека палкой или обухом топора или ранишь его, плати тогда ему 3 марки и другие 3 народу (mogha) и, кроме того, законный штраф.
§ 1. Если ударят хозяина (husbondi) дома в его усадьбе или нескольких людей, то берет штраф за вторжение в дом только высший [хозяин], но не многие. Но все должны иметь законные штрафы (lagha bytr).
13. ОБ УБИЙСТВЕ ЧЕЛОВЕКА (AF MANDRAPI)
Теперь следующее: если случится злое по наущению врага [дьявола], так что человек убьет человека, то с ним должен бежать отец, сын и брат. Если их нет, то пусть с ним бегут ближние родственники (nestu nitiar) на 40 дней в церковь, которую все люди приняли за священное место, это Фардеим и Тингстеди, и Атлингабо. Там они должны иметь мир как на дворе священника, так и на церковном дворе. Но когда время истечет, тогда пусть скачет он туда, где хочет провести свой "круг мира" 23, и пусть он проведет его вокруг трех усадеб (haimt orpi) так далеко в лесу от этих усадеб, что будет находиться в середине от других усадеб, которые находятся на другой стороне леса, если он получит разрешение от тех, кто владеет этой землей. Он не может провести круг вокруг тинга или торгового места и более чем одной церкви, которую он посещает. Затем он может иметь мир в своем "кругу мира", и пусть он несет ответственность перед тем [истцом]. И пусть он проводит круг всегда во время мира, который ближайший после Пасхи. Но до этого его защищает "круг мира", который он начертил, когда он убежал; люди это называют "засвидетельствованным кругом мира" (vatubanda). Пусть по прошествии года никто не опротестовывает "круг мира". [129]
§ 1. Но человек сам решает, находиться в своем "кругу мира" или уехать из страны к святым людям, чтобы искупить свои грехи. Пусть у него будет 8-дневная отсрочка, чтобы поехать к кораблю, и пусть совершает в мире свое паломничество. Когда он возвращается, он должен иметь 8-дневную отсрочку, чтобы приехать обратно в свой "круг мира".
§ 2. Если человек совершит преступление в церковном приходе, где он живет, пусть бежит из него и проводит свой "круг мира" в другом месте, там, где не живут ни мать, ни дочь, ни сестра 24. Пусть он посещает другую церковь в это время, ибо они оба [преступник и истец] не могут ехать в одну и ту же [церковь]. Он везет половину десятины туда, где он посещает богослужение, а половина пусть остается в той церкви, к которой относится его усадьба.
§ 3. Если человек совершит преступление в усадьбе, где он живет, пусть он тотчас бежит оттуда, и проводит свой "круг мира" в другом месте, если он хочет иметь мир, ибо они оба не могут жить в одной усадьбе.
§ 4. Если неготландец (ogutnisk matr) убьет неготландца, то пусть он очерчивает "круг мира" так же, как готландец (gutnisc matr), если он живет в своей собственной усадьбе (a boli) на Готланде 25.
§ 5. Пусть он [ответчик] предлагает человеку штраф, если он может, когда истечет год. Пусть проходит год [между предложениями], и предлагает три раза в три года. И пусть на другом не будет позора, если он возьмет в первый раз, когда штраф будет предложен. Если он не хочет принимать в первый раз и во второй, пусть принимает на третий раз, когда пройдет три года. Если он и тогда не хочет принимать, то следует нести это на тинг перед всеми людьми, пусть он все же примет там, если он хочет. Если он не хочет, то пусть все люди распоряжаются добром, но он [ответчик] будет невиновным. Если тот говорит, что время не прошло, а тот, кто предлагает вергельд, говорит, что прошло, то тот, кто говорит, что время прошло, имеет слово доказательства (vitort) со свидетельством трех человек, которые были в усадьбе с ним и предлагали штраф три раза в течение трех лет. И пусть он подтвердит с 12 людьми, что всегда проходил год. Если человек не хочет предлагать вергельд и все сроки истекли, то страна должна присудить его к лишению мира (fritlausa dyma) и взыскать вергельд ко дню после месячной отсрочки, и [присудить] его к выплате 6 марок серебра истцу и [130] 6 других стране. Эти же штрафы налагаются на того, кто не держится в пределах своего "круга мира". Пусть там не имеет силу просьба о том, что не все должно изыматься 26.
14. О НАСЛЕДУЕМОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (AF LUTNUM SACUM)
Что касается ответственности, которая наследуется после отца или брата, или родственников, то все должны нести ответственность, пока они не смогут предложить вергельд. Но тот [истец] пусть сразу же примет штраф, если он хочет. И пусть на нем не будет позора 27. Но если он не хочет так быстро принять штраф, то его надо предлагать три раза в течение одного года, а потом нести его на тинг перед всеми людьми. Он может принять штраф там, если хочет. Иначе все люди распоряжаются добром, но они [ответчики] пусть будут без вины.
§ 1. Если сговорятся двое или больше и убьют человека, то пусть они все имеют один "круг мира" до тех пор, пока один не возьмет на себя убийство.
§ 2. Родственник (nidhi) может отомстить, если хочет, за несовершеннолетнего (firi ungan oformaga). [Если] все те, которые должны взять наследство (lutu liauta), хотят отомстить за несовершеннолетнего, тогда то отомщено, за что кто-нибудь из них мстит за него, женщина ли это или мужчина (quindis mapr eta kerldis). Месть считается действительной, как будто он сам мстит. Они также должны принять вергельд, если наследник (erfingi) будет молод, когда придет срок, когда тот, кто был виновен, сможет предложить вергельд и избавиться от ответственности 28.
§ 3. Если готландец убьет неготландца и сможет предложить вергельд, то ему не нужно ни бежать, ни проводить "круг мира".
§ 4. Если неготландец убьет готландца, то "круг мира" его не защищает, кроме случая, когда он может предложить вергельд.
§ 5. Если несовершеннолетний принесет кому-либо смерть, то платится 12 марок серебра.
§ 6 Если беременная женщина будет убита с ребенком и люди смогут присягнуть, что ребенок был живой в утробе, то пусть поклянется ее муж, если он есть. Если его нет, то пусть поклянется тот, кто ее ближайший родственник (cumnastr), с тремя оседлыми готландцами (mit trim bolfastum gutniscum [131] mannum) из того же прихода, и еще столькими, чтобы их было 12, все равного с ней происхождения (allir henni iemburnir). Тогда платят за нерожденного ребенка 12 марок серебра, а за нее - полный вергельд.
15. О ВЕРГЕЛЬДЕ (AF VERELDI MANNA)
Теперь о вергельде. Вергельд готландца оплачивается 3 марками золота, если он будет убит. Вергельд всех остальных людей оплачивается 10 марками серебра, вергельд раба - четырьмя с половиной марками пеннингов.
§ 1. Если готландец возьмет в жены неготландку, то за нее платится ее полный вергельд, дети следуют отцовскому [роду] в вопросе о вергельде. Если неготландец возьмет в жены готландку, то пусть будет каждый из них со своим вергельдом и дети следуют отцовскому [роду] в отношении вергельда.
16. О ВЕРГЕЛЬДЕ В "КРУГЕ МИРА" (AF BANDA VERELDI)
Вергельд готландца в "круге мира" — 12 марок серебра, а неготландца — 5 марок серебра, раба — 6 эре пеннингов 29.
§ 1. Все равны в вопросе о штрафах, пока не произошло увечье. Если случается увечье, то за кисть или ступню неготландца платиться 10 марок пеннингов, также и за другие увечья, которые оплачиваются согласно вергельду 30.
§ 2. Если раб человека убьет готландца, то пусть господин приведет убийцу связанным на его [истца] двор в течение 40 дней и при этом 9 марок серебра. Если убийцы нет [сбежал], то пусть он заплатит 12 марок серебра и не больше. Если раб убьет неготландца, то пусть господин заплатит за него 2 марки серебра и приведет убийцу связанного на его двор в течение 40 дней. Если убийцы нет, то пусть он заплатит 5 марок серебра. Пусть он даст клятву 6 человек в том, что он не был ни советующим, ни приказывающим в этом ущербе. Если господин не сможет пойти к присяге, то пусть заплатит полный вергельд, и за готландца и за неготландца. Если раб убьет раба, то нельзя принуждать хозяина выдавать раба в качестве штрафа, если он предлагает четыре с половиной марки пеннингов 31.
Но раб, который отработал свой срок [рабства], пусть примет свободу (taki frelsi) у дверей церкви со свидетельством прихожан. И затем раб отвечает сам за себя, что бы он ни сделал. [132]
17. О ДУРНОЙ СКОТИНЕ (AF OSOYTUM)
Некладеный (fastr) бык пяти лет приносит в усадьбу человеку штраф в 12 марок, если принесет смерть человеку.
§ 1. Когда кто приезжает к бонду, то коня (hest) следует привязать к четвертой паре кольев от столба ворот и за 4 шага от двери человека. Тогда он отвечает за левую переднюю ногу и за зубы, если он кусается. Если ты едешь в усадьбу или к клети (til kletis), привязывай его у передней или задней стены, тогда ты отвечаешь не больше, чем было сказано.
§ 2. В-третьих, боров, если ходил некладеным три года.
§ 3. В-четвертых, пес; за него всегда несется ответственность во всем, если он нанесет ущерб. Пусть им владеет, кто хочет.
§ 4. За этих четырех неразумных животных человек отвечает в своей усадьбе 12 марками серебра. Если неразумное животное принесет смерть менее значительному человеку (sve vertani manni), чем готландец, то всегда две части его вергельда отпадают, но третью часть пусть заплатит тот, кто владеет животным. Это называют взыскиваемым вергельдом (crafar vereldi), если неразумное животное принесет кому-либо смерть или изувечит. Это нужно взыскивать, а не мстить, законно брать это, как другие долги. Если неразумное животное нанесет кому-либо рану или увечье, то две трети вергельда должны отпадать, но третью часть платит тот, кто владеет животным, кроме как за собачьи укусы; тогда платится за каждый след от зуба по 2 эре до четырех [следов].
18. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК УДАРИТ ЖЕНЩИНУ (BER MAPR CUNU)
Если человек ударит женщину так, что нерожденный ребенок погибнет, а он был жив у нее в животе, то платит половину вергельда. Если она обвиняет человека, а он отрицает, то она подтверждает с двумя свидетелями, которых она призвала на третий день после того, как ее ударили, или с теми, кто присутствовал, оседлыми людьми, и со свидетельством двух женщин, что ребенок был рожден мертвым после того, как ее ударили; и пусть она подтвердит это сама клятвой шести человек, что он был живой.
§ 1. Женщина должна заботиться о ребенке на каждом пиру, пусть кладет его в колыбель рядом с собой или пусть держит у себя на коленях, или кладет его в кровать и сама ложиться рядом. Так должна каждая женщина заботиться о ребенке 3 [133] года. Если при такой заботе какой-нибудь человек случайно (mit wata) принесет смерть ребенку, то он платит полный вергельд. Если женщина кладет ребенка на пол или на сиденье без присмотра или кладет в кровать тоже без присмотра, то за ребенка не платится, что бы ни случилось. Если женщина с ребенком ложится в постель, где уже лежат пьяные люди, и ребенок задохнется в давке или одежде, то за ребенка ничего не платится, хотя она и лежала рядом с ним.
19. О РАНАХ (AF SARUM)
Если человек нанесет человеку одну или несколько ран глубиной с ноготь, то пусть он заплатит за каждый ноготь и в глубину, и в длину половину марки, до 8 марок, и в половину меньше, если она в глубину меньше ногтя, но все же требуется лечение.
§ 1. Человек, который будет ранен, пусть имеет свидетельство двух радманов (ratmenn) из той же сотни и одного судьи страны (lanz domeri) из того же сеттунга, и он сам клянется вместе с 6 людьми, с их свидетельством, но не их присягой, если штраф больше 3 марок 32. Если штраф в 3 марки или меньше, то это клятва трех человек. Если у него несколько ран, то пусть он клянется против одного или нескольких, как он хочет, но все же штрафы те же.
§ 2. Все сквозные раны должны оплачиваться 1 маркой серебра.
§ 3. Если человек ранит кого-либо ножом, то он должен заплатить 2 марки серебра.
§ 4. Если человек бросает камень или что-либо иное в человека, и тот получает рану от этого, то платит 3 марки.
§ 5. Если человека ударят без крови так, что удары заметны, то платит тогда по полмарки за каждый удар вплоть до четырех; с тем же свидетельством, как при ранах.
§ 6. Если человек будет ранен в нос или губы, то платится 2 марки пеннингов, и, кроме того, за вред лицу, если рана срослась. Если она открыта так, что не может быть залечена, то платится полностью высший штраф, но за ухо вполовину меньше. Если через дорогу будет виден шрам или увечье, которые не закрывает шляпа или капюшон, между бородой и бровями, тогда штраф — полмарки серебра. Если это видно через тинг (mot), то штраф — марка серебра, и, кроме того, штраф за рану. [134]
§ 7. За разрыв кожи головы платится марка пеннингов. Если будет виден череп, то две марки пеннингов, если череп будет погнут или разбит, то штраф — одна марка серебра. Если будет виден мозг, то штраф - 2 марки серебра.
§ 8. Каждая кость, которая звенит о чашу, оплачивается маркой пеннингов, до 4 костей.
§ 9. Каждая кость, которая переносит нить длиной в локоть через балку высотой в пять локтей, оплачивается двумя марками пеннингов, до четырех костей.
§ 10. Каждый отрубленный палец оплачивается одной маркой серебра. Большой палец - двумя марками серебра. Если палец не гнется в суставе так, что нет силы взять им, то - как если бы он был отрублен.
§11. Если у человека изувечена рука так, что он может держать меч или резать, но не может поднять оружия, то платится 2 марки серебра. Если человек изувечен так, что не может ходить или бегать, то платится 2 марки серебра.
§ 12. Если повреждено горло или шея, то платится 2 марки серебра.
§ 13. Каждый палец ноги оплачивается двумя марками пеннингов, если он отрублен.
§ 14. Если не стало ноги, или руки, или глаза, то за каждое платится 6 марок серебра.
§ 15. Если человек нападет на человека и отрубит обе руки или обе ноги или выколет оба глаза, и человек выживет, то за каждое пусть платит 12 марок серебра.
§ 16. Если нос поврежден у кого-либо так, что он не может удерживать сопли, то платит 12 марок серебра.
§ 17. Если язык будет вырван так, что человек не может говорить, то платится 12 марок серебра.
§ 18. Если человек будет поврежден в мужских половых органах так, что он не может стать отцом, то платится 6 марок серебра за каждое яичко. Если повреждены оба — то платится 12 марок серебра. Если член поврежден так, что человек не может справлять нужду иначе, чем сидя, как женщина, то платится 18 марок серебра.
§ 19. Каждое ребро оплачивается 2 марками до четырех ребер.
§ 20. Меньшая кость руки или ноги оплачивается одной маркой денег. Если сломана большая кость, то платится 1 марка серебра, как за кость ноги, так и за кость руки, если она зажила без увечья. Если будет увечье, то платит 2 марки серебра. [135]
§ 21. Если человек получил видимый удар по руке и говорит, что она не действует, то пусть он подтвердит это таким же свидетельством, как при ране. Если удары не заметны, то пусть имеет слово доказательства тот, кто защищается.
§ 22. Наименьший ущерб руке, если [человек] не может терпеть жар или холод, как раньше. За это платится 1 марка пеннингов, и он подтверждает это сам своей собственной клятвой.
§ 23. Если от видимого удара пропадет слух так, что он не слышит ни собаку на привязи, ни петуха на насесте, ни человека, когда он зовет в дверях, то платится 12 марок серебра. И пусть он подтвердит это сам клятвой 6 человек тем же свидетельством, что и при ране. Если у человека будет повреждено одно ухо так, что он не будет слышать им, если он сохраняет другое, то платится 6 марок серебра.
§ 24. Если у человека будет отрублено ухо, то должна быть заплачена одна марка серебра. Но если ухо будет повреждено, то должно быть уплачено 2 марки пеннингов.
§ 25. Если ты выбьешь человеку зубы, то заплатишь за каждый зуб согласно его ценности. За два верхних передних платишь по 2 марки пеннингов за каждый. За те два, которые следующие, по марке за каждый. И затем за каждый зуб по одной марке пеннингов, за коренные и все. Ценность всех нижних зубов меньше вполовину от первого до последнего.
§ 26. Если ты схватишь человека за волосы одной рукой, плати 2 эре. Если двумя, плати полмарки.
§ 27. Если дернешь человека, плати 2 эре. Толкнешь человека — плати 2 эре.
§ 28. Если ты плеснешь пиво человеку в глаза, то плати штраф за оскорбление (tunka) 8 эртугов.
§ 29. Если ударишь человека ногой, плати 2 эре.
§ 30. Если ударишь человека кулаком, то плати 2 эре. Если ты признаешь, то он имеет слово доказательства до четырех ударов 33. Если ты не признаешь, то ты имеешь слово доказательства.
§ 31. Если ты ударишь человека палкой, плати полмарки за каждый удар, до двух марок. Больше человек не платит своего добра за удары без кровопролития, если нет увечья; это закон гутов.
§ 32. За бороду человека платится так, как за выдирание других волос. За проплешину, на которую можно поставить [136] палец, платится 8 эртугов. Если можно поставить два, то платится полмарки. Если [есть место для] третьего пальца, большого, то платится одна марка пеннингов. Если проплешина так нелика, что на нее можно положить запястье, то платится 2 марки пеннингов. Если будут выдраны все волосы, то платит 1 марку серебра. Но больше штрафов не платит, если даже все волосы выдраны. Если на голове человека будет отрублена кожа с волосами, то платится 1 марка серебра.
§ 33. Если ты порвешь одежду человека, плати за верхнюю одежду эре, за юбку - 2 эре, за ближнюю к телу одежду - 8 эртугов и делай всю одежду человека такой же целой и хорошей, как раньше. Ближайшая к телу одежда - сорочка и рубашка, штаны и шляпа. Они одинаковой ценности, что бы ни было порвано. Если дойдет до кожи и будет рана, то ты платишь и за рану, и за одежду.
§ 34. За рану, которая открыта, человек должен нести ответственность один год и одни сутки.
§ 35. Если человека ударят без кровопролития и он лежит в кровати так, что не встает, но находится в сознании (far tau forschiel), то пусть у него будет свидетельство четырех оседлых человек и трех судий из того же сеттунга и еще стольких, чтобы их было 12. Если он не в сознании, то пусть его наследник (arvi) имеет слово доказательства с таким же свидетельством. А если он встает, то слово доказательства должен иметь тот, кто защищается.
§ 36. Если человек преградит человеку путь, схватит скачущего человека за уздечку или идущего человека за плечи и свернет его с его пути, то он платит штраф за оскорбление в 8 эртугов, а если он силой заставит человека следовать дальше, то платит ему 3 марки за насилие и другие 3 — народу.
§ 37. Если подерется раб человека со свободным человеком, то пусть [раб] всегда имеет два удара против одного; тогда это равно между ними. Если раб получит больше ударов, чем два к одному, то платится за каждый удар по 2 эре, до четырех. Если свободный получит больше ударов, чем один к двум, то ему платится полмарки за каждый удар, до четырех. Если раба дернут, тряхнут или толкнут, то ему всегда платится на половину меньше, чем свободному. Если дело дойдет до ран, то платит столько же, сколько свободному, до 3 марок и не более. Штраф за оскорбление рабу никто не платит, и раб никому не платит штраф за оскорбление. [137]